Мифы Древнего Египта

Мифы Древнего Египта и вся египетская мифология – это огромная тема, которая из-за своей необъятности и сложности материала довольно поверхностно освещена даже лучшими учеными.
Важнейшими памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются различные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26–23 века до н. э.); «Тексты саркофагов», которые сохранились на саркофагах эпохи Среднего царства (21–18 века до н. э.), «Книга мёртвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойных текстов.
Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книги о том, что в загробном мире», «Книга дыхания», «Амдуат».
Основная причина того, что египетская мифология не приобрела достаточной популярности и стала достоянием только узкого круга специалистов-востоковедов заключается в том, что когда к началу нашей эры египетская культура пришла уже в совершенный упадок и традиции ее стали забываться, их не наследовал никакой другой народ, как наследовал эллинскую культуру Рим. К IV веку нашей эры никто уже не умел ни говорить, ни читать по-египетски, и все последующие четырнадцать веков египетская литература была для европейцев недоступна.
Особую проблему представляет вопрос транскрипции египетских слов и имен, большинство которых дошло до нас в таком виде, что их произношение, особенно в случае с гласными, всегда остается сомнительным, если только у нас нет надежной более поздней традиции их звучания.
К тому же, миросозерцание, например, античных греков нам несомненно ближе. Представления эллинов о красоте, справедливости, идеальном государственном укладе, их иерархия нравственно-этических ценностей и, главное, художественное осмысление и выражение всех этих категорий во многом совпадают с теми или иными аналогами из нашей современности или из относительно близких нам во времени эпох.
Египетская же мифология не похожа ни на одну из мифологий других народов, и европейцу не под силу даже мало-мальски в ней разобраться самостоятельно: на две-три строки переведенного текста для рядового читателя надо писать страниц пять примечаний и комментариев — в противном случае он не поймет ничего…
В египетском мифе события могут показаться не имеющими причинно-следственной связи, поступки богов — психологически никак не мотивированными или вопиюще непоследовательными, часто бывает непонятен и сам сюжет.
Труднее всего усваивать древнеегипетскую, мифологию из-за её алогичности.
Египетская мифология начала формироваться в 6 – 4 тысячелетии до н. э., задолго до возникновения классового общества.
Фактически в каждом номе (административном округе) Древнего Египта формировались свои собственные варианту одних и тех же мифов и легенд, по-разному толкующие одни и те же религиозные постулаты и мифологические события. Несоответствие между версиями сказаний усугублялось еще и тем, что и сами сказания влияли друг на друга: происходило заимствование сюжетов и образов, различные концепции смешивались, разные представления синкретизировались.
Мир древних египтян был гораздо сложнее, чем казалось, а отраженный в мифах, он еще более загадочен и символичен.
Сами по себе сюжеты египетских мифов, в основном, не насыщены интересными приключениями: в них доминируют философские рассуждения богов и величавые монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, который за этими событиями стоит.
Египетские мифы, как стихотворения, символически, в образно-художественной форме передают представления египтян о законах природы, о красоте, о смысле жизни, о том, каким должен быть, по их понятиям, справедливый государственный уклад.
Монументальный, статичный миф Древнего Египта зовёт человека слиться с природой,  принять раз навсегда заведённый мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, поскольку любые перемены будут только к худшему.
Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как прямом продолжении земной, но только в могиле. Её необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы).
Позднее возникают мнения о том, что умершие (их ба, душа) днём выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат).
Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ, имени, тени.
Традиционная для всех мировых мифологических сводов систематизация материала — «рассказы о богах» и «рассказы о героях» — не подходит для древнеегипетской мифологии — героев, которые совершают подвиги, аналогично Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф не славит воинский героизм, он славит творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире.

 

Источники информации:
1. Мюллер «Египетская мифология»
2. Пернатьев «200 мифов народов мира»
3. Рак «Древний Египет»
4. Рак «Легенды и мифы Древнего Египта»
5. Токарев «Мифы народов мира»

Статьи раздела