Мифы Китая

С китайскими мифами европейцы впервые познакомились в XVIII веке, а до этого времени сам Китай был для них страной-легендой.
Китайская мифология стоит особняком среди мифологий соседних народов по причине своей синкретичности, всеохватности. Думаю, что не будет преувеличением сказать, что она выступила в роли «плавильного тигля», в котором смешались в одно целое мифы древних племен, рационалистические историзации конфуцианцев, предания даосов, одновременно чрезвычайно умозрительные и нарочито приземленные, вобравшие в себя все богатство народных суеверий, и представления буддистов о неизбежном конце света, посмертном суде и спасении из мира страданий, к которому непременно нужно стремиться.
Китайская мифология многолика и поразительно разнообразна, как многолик и разнообразен сам Китай. Воображение древних китайцев было переполнено богами, великанами, феями, духами и смертными героями, что в конечном итоге, воссоздалось и в их мифологии. А многообразные влияния конфуцианства, даосизма и буддизма привели к появлению литературы, в которой твердо укоренилась концепция, что все на земле было в некотором роде подчинено божественной власти.
Большая часть известных на сегодняшний день архаических мифов Китая, в отличие, скажем, от мифов Древней Греции, скандинавских или индийских, представляют собой реконструкции, так как связного изложения этих мифологических сюжетов не сохранилось.
Древнекитайская мифология продолжительное время считалась уникальной, так как существовало мнение, что в ней миф о миротворении – другими словами космогонический — вообще отсутствует. Как писал Д. Бодде, «представляется, что Китай, возможно, единственный из большого числа цивилизаций древности, не имел действительного мифа о сотворении мира».
Тем не менее реконструкции мифов о Нюйва, Юе, Чжуне и Ли, также как и сведения, которые содержатся в «Книге перемен» («И-цзин»), вынуждают усомниться в обоснованности этого вывода.
Космогонический миф в Китае бесспорно существовал, однако по ряду обстоятельств космогония в результате была «подмененной» историографией: миф о сотворении мира превратился в миф об установлении и упорядочении империи, о «собирании земель»…
Можно смело утверждать, что, как и мифы других народов, древнекитайский миф сообщал о сотворении мира из Хаоса, или некоторой «первоначальной субстанции».
В мифологических взглядах древних китайцев большое место занимают драконы.
Возможно, изначально тотемами древних племен служили ящерицы или змеи, которые исподволь преобразились в драконов — животных с длинным телом и головой, увенчанной рогами, как свидетельствует изображение на гадательной кости эпохи Инь.
Дракон считался олицетворением и покровителем водной стихии — рек, источников, озер, дождя и остального, то есть как «хозяева природы». Дракон Инлун, победитель Чию и Куафу, олицетворял дождь, дракон Цзяо приносил «небесную влагу», дракон Лун-ван (поздняя архаика) повелевал морями и реками.
Кроме всего прочего, драконы и змеи выступали как хтонические животные, связанные с землей и ее силами.
С течением времени мнения о «стихийной злобности» драконов изживались, и дракон-лун стал восприниматься исключительно как благое, даже благостное существо, которое приносит не только живительную влагу, но и успех, богатство, удачу.
Абсолютно особое место в мифологических представлениях китайцев занимал культ предков, который был известен с древних времен и во многом сберегший свою важность до настоящего времени.
На уровне мифологии этот культ отражался, во-первых, в представлении о предках как о духах — покровителях семьи,  рода и даже всей страны.
Во-вторых, с культом предков были неразрывно связаны представления о судьбе души в загробном мире.
Важнейшими источниками знаний по китайской мифологии, а особенно по ее архаическому и конфуцианскому периодам, являются, главным образом, сочинения так называемого конфуцианского канона: «Книга песен» («Шицзин»), «Книга преданий» («Шуцзин») и примыкающая к ним иньская «Книга перемен» («Ицзин»), а также «Каталог гор и морей», «Исторические записки» Сыма Цяня, стихи поэта Цюй Юаня (III в. до н. э.), «Записки о поисках духов» Гань Бао.
Среди прочих источников — даосские философские и алхимические трактаты (например, «Баопуцзы» Гэ Хуна), буддийские сутры и их народные переложения (бяньвэнь), а также классические китайские романы.

 

 Источники информации:
1. Королев «Китайская мифология»
2. Пернатьев «200 мифов народов мира»
3. Дуайн, Хатчинсон «Мифы и легенды народов мира. Китай»

Статьи раздела