Мифы и предания Индии

индийская мифология«Царство же таково: в одну сторону нужно идти десять месяцев, а до другой дойти невозможно, потому что там небо с землею встречаются.
И живут в одной области немые люди, а в другой — люди рогатые, а в иной земле — трехногие люди, а другие люди — девять сажен, это великаны, а иные люди с четырьмя руками, а иные — с шестью, и есть земля, где у людей половина тела песья, а половина человечья, а у других людей очи и рот в груди.
В иной же земле у людей сверху большие рты, а другие люди имеют скотьи ноги.
Есть люди — наполовину птица, наполовину человек, а у других людей головы собачьи; родятся в царстве звери: слоны, дромадеры, крокодилы и двугорбые верблюды.
Есть земля, а в ней люди, у которых очи во лбу.»
Так описывали Индию в древнерусском «Сказания об Индийском царстве». Приведенный отрывок как нельзя лучше показывает мнение об Индии, которое сложилось у европейских народов и, в некоторой мере, продолжающее существовать даже по сей день.
Индия — фантастическая страна многих чудес, сказочная земля неслыханных редкостей и непревзойденной мудрости. Это мнение разделяли и персы, и финикийцы, и греки; последние знали об Индии из записок мореплавателя Скилака, который спустился по реке Инд до океана, а таке со слов Ктесия, придворного лекаря персидского царя Артаксеркса II.
Геродот так писал в своей «Истории», опираясь в основном на персидские и малоазийские источники:
«В Индии есть много разных племен, говорящих на разных языках. Некоторые из них кочевники, другие же — нет.
Одни обитают в болотистой дельте реки [Инда] и питаются сырой рыбой, которую они ловят со своих бамбуковых лодок (целая лодка делается из одного колена этого бамбука). Эти индийские племена носят одежды из тростникового [лыка].
Тростник они срезают в реке, затем разделяют на полосы, сплетают наподобие циновок и носят в виде панциря.
Обычаи их, по рассказам, вот какие. Когда кто-нибудь — мужчина или женщина — занедужит, то, если это мужчина, его убивают ближайшие друзья — мужчины же. Ведь, по их словам, недуг, снедающий больного, загубит для них его мясо. А тот уверяет, что вовсе не страдает от недуга.
Они же, не внимая его словам, умерщвляют его и затем поедают труп.
Если же недуг поражает женщину, то ближайшие родственницы больной поступают с ней так же, как мужчины.
Что же касается старцев, то их торжественно закалывают [и приносят] в жертву [божеству] и также съедают. Впрочем, до преклонного возраста доживает у них немного людей, так как всякого убивают уже раньше, если он страдает каким-нибудь недугом.»
Благодаря походам Александра Македонского и одного из его преемников Селевка Никатора европейские народы познакомились не только с «индийскими диковинками», но и с богатейшей культурой Индии: по преданию, во время Индийского похода Александр встретился с «гимнософистами» (брахманами), которые преподали ему урок высшей мудрости, а один из брахманов, Калан, вызвался отправиться вместе с царем к Средиземному морю.
Именно возвратившиеся домой воины Александра принесли в Европу первые сведения об индийских обычаях и об индийской мифологии.
Следует заметить, что словосочетание «индийская мифология» является в строгом смысле некорректным и употребляется исключительно ради удобства изложения. В современной науке принят термин «древнеиндийская мифология», который подчеркивает особенности верований индийцев эпохи вед и пуран и противопоставляющий их нынешним синкретическим индуистско-буддийско-мусульманским верованиям.
Как пишет В.Н. Топоров, «древнеиндийская мифология объединяет в себе ведийскую и индуистскую мифологии, «отягощенные» элементами мифологии дравидов, джайнов и других племен, населявших Индийский субконтинент».

Статьи раздела: