Библейские мифы

Некоторые современные исследователи Библии застенчиво избегают слова «миф», кое-когда разъясняя это тем, что они не хотят быть непонятыми многомиллионной аудиторией.
Некоторые же безбожно путают миф со сказкой и вымыслом. А ведь миф — это своеобразная форма истории, которая существовала у всех известных нам народов на ранних ступенях их развития.
Главный персонаж библейских мифов это бог–творец, создатель мира, жизни и человечества, а не множество богов, которые обладают аналогичными функциями и также живущие на небесах. Монотеизм наложил отпечаток на все изложение Библии, но не привел к тому, что можно было бы назвать «демифологизацией».
Единый Бог не стал схемой, хотя и не наделен каким‑то обликом и не допускает собственных изображений. Он не просто «сущий», он вездесущий, проникающий во все стороны жизни, не оставляющий без внимания ничего из того, что касается избранного народа и его вождей.
Он водит их на помочах, но иногда дает инициативу, если она не перечит его установкам.
Он обращен к истории больше, чем любой из его собратьев, которых стали называть «языческими богами», потому что может сказать: «История — это я».
Библия соединила массу исторических фактов и подала их как мифы в плане монотеистической концепции. Эти мифы — ценнейший исторический источник, который дает возможность отдаленным поколениям представить сложные этнические, политические и идеологические процессы прошлого.
Миф проявляется также и в периодизации истории, в которой выражена всемирно-историческая концепция Библии.
Ветхий завет, который, особенно в первых книгах, является собранием мифов, производит впечатление исторического труда, не случайно ведь его называют «священной историей евреев». Подтверждением этой иллюзорности служит распределение всех мнимых и истинных событий в хронологической последовательности.
Да, это мифы, потому что только в мифах, а не в действительной жизни происходят чудеса: расступаются моря, животные говорят человеческим языком, по мановению руки праведника останавливаются небесные светила…
Да, это мифы, отражающие порой художественное сознание древних земледельцев и скотоводов. Но мы не можем от них избавиться, поскольку они пронизывают наше искусство, нашу культуру, наше сознание…

Источники информации:
1. Немировский, Скогорев «Библейские сказания и легенды»

Статьи раздела