Мифические боги

Боги как могущественные сверхъестественные сущности являются важнейшими персонажами большинства мифов в развитых мифологиях; в архаических мифологических системах образ бога выражен слабо или даже совсем отсутствует.
Для политеистических религий характерна вера во многих богов, для монотеистических — в единого бога.
Исследователи мифологической школы, например, М. Мюллер и Я. Гримм, полагали, что мифические боги были одушевлениями сил природы, прежде всего небесных тел и явлений (неба, грозы, Cолнца, Луны).
Древние люди, которые не постигли причины движения звезд, перемен погоды, объясняли их деяниями сверхъестественных существ — отсюда образы божеств неба, солнца, грозы и других. Этим богам поклонялись как могучим созданиям, стремились их умилостивить и задобрить.
Постепенно происходил спад этого древнего возвышенно-мифологического миропонимания. В результате, небесные боги «спускаются» на землю и превращаются в человеческие или животные эпические или сказочные образы.
Что интересно, в мифологиях некоторых народов бог-творец выглядит как сущность, которая потеряла всякий интерес к сотворенным им в свое время миру и людям, поэтому напрасно обращаться к нему с какими-то просьбами и молитвами. Таковы образы «праздных богов» в мифологических представлениях многих народов Африки.
Фигура бога-творца не играет заметной роли или полностью отсутствует также и у индейцев Америки.
Более или менее оформившиеся образы богов возникают, как правило, только на этапе перехода от доклассового общественного строя к классовому. В итоге, когда вокруг самого мощного племени-завоевателя формируется союз племён, который перерастает в государство, боги отдельных племён объединяются в единый сонм: образуется система политеизма, а бог племени-гегемона становится во главе его.
После того, как племенные боги становятся великими божествами государственного культа, меняются и их функции. Теперь они стоят на страже неприкосновенности государства, берут под защиту его от внешних врагов, поддерживают его внутренний строй, а также освещают власть царя, как помазанника божьего.
Среди богов новообразованного пантеона устанавливаются  родственные, генеалогические, иерархические связи, а также распределяются функции. Например, один из богов покровительствовал врачам, другой – кузнецам, третий – воинам…
Формирование пантеонов богов древних государств было весьма сложным процессом, который проходил в зависимости от конкретных исторических условий.

Источники информации:
1. Токарев «Мифы народов мира»

  • скандинавские боги
  • Боги Древнего Египта
  • Боги Океании
  • боги древней Индии