Боги Древнего Египта

Боги Древнего Египта несомненно сыграли большую роль для формирования древнеегипетского общества, укрепления власти фараонов, а также для развития искусства и архитектуры.
Египетская мифология «дробится» на мифологии номов (областей), в каждом из которых почитались свои божества и свои версии мифов, только с началом эпохи Среднего царства в Египте начал формироваться общий мифологический свод. Однако главные божества страны все-таки менялись в зависимости от того, фараон какой династии находился на престоле…

Боги Древнего Египта

Древнеегипетские боги

Как в любой мифологии, в начале был Хаос (Нун) — бесконечная, неподвижная ледяная водная гладь, которая была окутана мраком.
По гелиопольской версии из Нуна возник Атум — первый бог во вселенной. Атум принялся искать в Первозданном Океане твердое место — какой-либо островок, однако вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды.
И тогда бог создал холм Бен-Бен — Изначальный холм.
(В соответствии с другим вариантом этого мифа, Атум сам был холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и холм ожил, став Атумом.)
Атум, испытав под ногами землю, начал думать, что же делать далее. Первым делом было необходимо создать других богов.
Для этого Атум изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и в скором времени выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха, и Тефнут, богиню мирового порядка.
Однако из-за того, что света еще не было, дети Атума пропали в Первозданном Океане.  На их поиски Атум послал свое Око.
Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его «Великолепным». Старое Око тем временем нашло Шу и Тефнут и привело их обратно.
От счастья Атум заплакал, а его слезы упали на холм Бен-Бен и превратились в людей…
Старое Око чрезвычайно рассердилось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Для того, чтобы успокоить его, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему колоссальную миссию — быть хранителем самого Атума и миропорядка, который был  установлен им и богиней Тефнут-Маат.
С этого момента Солнечное Око в виде змеи-кобры — урея — начали носить на коронах все боги, а затем фараоны, которые унаследовали от богов земную власть..
От брака Шу и Тефпут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут.
Нут родила Осириса Гора, Сета, Исиду и Нефтиду.
Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляли Великую гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.
В иных версиях этого мифа упоминается изначальная божественная птица Бенну, Птах (мемфисская версия), силы разрушения- Бесконечность, Ничто, Небытие , Тьма и силы созидания — боги Великой Восьмерки (гермопольская версия) и другие.
Исследователь истории и культуры древнего Египта М.Э. Матье писала:
«Во многих сказаниях в роли божества, рождающего солнце и творящего мир, выступает животное или птица.
Так, сохранились следы предания, по которому считалось, что Солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему ее телу звездами.
Еще „Тексты Пирамид“ говорят о „Pa, золотом теленке, рожденном небом“, а позднейшие изображения показывают эту Небесную Корову с плывущими по ее телу светилами.»
Наиболее знаменитыми богами египетского пантеона, которые почитались или в образе животного, или в образе человека с головой животного, были:
• Гор — сын Исиды, бог солнца, покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола;
• Сет — бог злого начала, бог чужих земель; почитался в образе человека с головой осла;
• Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В ранний период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, позднее — как человек с головой собаки;

Боги Древнего Египта

Боги Древнего Египта

• Упуат — древнее воинственное божество; его изображали в виде стоящих волка или собаки;
• Бает — древнеегипетская богиня любви, радости и веселья; ее изображали в виде женщины с головой кошки;
• Сехмет — богиня войны и палящего солнца; ее образ — женщина с головой львицы. Сехмет считалась дочерью бога солнца Ра, его защитницей и любимым оком; ее образ часто смешивается с культом других богинь-львиц, особенно Тефнут;
• Тот — бог мудрости, счета и письма, покровитель наук, летоисчисления, писец богов на суде Осириса, изображался с головой павиана или птицы ибиса;
• Себек — божество воды и нильских разливов с головой крокодила. Ужас, который испытывали египтяне перед крокодилом, послужил основанием для сопоставления его с богом Сетом;
• Нехебкау — верный спутник Ра, сопровождающий его в солнечной ладье, страж входа в загробный мир, податель пищи, изображался с головой змеи;
• Хепер — бог жизни и самовозрождения. Почитался в виде жука-скарабея, держащего солнечный диск.
Все боги мужского пола были одеты в шендит — набедренную повязку; в руках они держали знак жизни анх, который означал вечный восход солнца после его захода; на голове был или полосатый платок клафт, который на лбу обязательно украшала священная огнедышащая кобра — урей, или убор атеф, сделанный из тростника и увенчанный по сторонам перьями страуса.
На богинях-женщинах были плотно облегающие фигуру платья, в руках они держали анх, головы были украшены клафтом, короной из уреев, солнечным диском в зависимости от функций богини.
У египтян не существовало правил, устанавливающих, как надо изображать богов. Одного и того же бога изображали то в виде какого-нибудь животного, то в виде человека со звериной головой, а то просто в виде человека.

Боги Древнего Египта

Боги Древнего Египта

Многих богов в различных городах называли по-разному, а у некоторых так даже в течение суток имена менялись несколько раз. Например, утреннее солнце воплощал бог Хепри, который, по представлениям египтян, принимал облик жука-скарабея и катил солнечный диск до зенита — аналогично тому, как навозный жук катит перед собой свой шар.  Дневное солнце воплощал уже бог Ра — человек с головой сокола, а вечернее, «умирающее» солнце — бог Атум.
Ра, Атум и Хепри были как бы тремя «разновидностями» одного и того же бога — бога солнца.
В отличие от олимпийских богов божества Древнего Египта нередко не имели жестко обусловленных функций. У греков, к примеру, была богиня любви Афродита, бог войны Арес, а у египтян хотя и были похожие божества — богиня любви Хатхор и богиня-воительница Нейт, но наряду с этим существовало очень много богов «отвлеченных», каких в греческой мифологии нет. Например: Ху («воля»), Сиа («разум»), Сехем («энергия») и Хех («вечность»).
А разговор о характерах египетских богов попросту не имеет смысла. Про Зевса мы знаем, что он могуч и всесилен, про Гермеса — что он пройдоха и плут, а древнеегипетский бог в одном и том же мифе может быть то добрым, то злым, то справедливым, то беспощадным и коварным.

Источники информации:
1. Лактионов «Античная мифология»
2. Швец «Словарь египетской мифологии»
3. Рак «Древний Египет»

 

Статьи раздела