Вселенная мифов и легенд


Помните: в каждом мифе есть зернышко истины, которое снова может стать нашим хлебом насущным.

Демоны

Мифические существа- ДемоныДемон, в греческой религии и мифологии воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека.
Произведя внезапно, без всякой причины, некое действие, он бесследно исчезает.
Демонами называются также низшие божества, посредники между богом и людьми. По Гесиоду, поколение «золотого века» превратилось в благостных демонов.
В римской мифологии демону соответствует гений.
В христианских представлениях демоны связаны исключительно со злой силой. В мифологиях других народов демонами называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов.
Демоном в представлениях христианских народов Европы часто называют падшего ангела, восставшего против Бога.
В православном христианстве «демонов» обычно обличают «бесами».
Бесы, в древнеславянской мифологии — злые духи. Слово «Бесы» — общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s — «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах.
В христианских представлениях бесы — слуги и шпионы дьявола, они — воины его нечистого войска, противостоят Св. Троице и небесному воинству во главе с архистратигом Михаилом.
Они — враги человеческого рода, насылают болезни (особенно душевные — беснования), сеют рознь и зависть между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем.
Бесы, как и Дьявол, когда-то были слугами Божьими — ангелами, но вследствие ложного выбора склонились ко злу.
Как напоминание об изначально ангельской природе у них остались крылья (в западной традиции это крылья нетопыря).
Отпадение бесов от Бога в Новом Завете упоминается, в частности, в Послании к иудеям Апостола Павла (6), Апокалипсисе (12, 9) и других. В Евангелии от Матфея (8) Иисус вселяет бесовМифические существа- Демоны в стадо свиней.
Помимо внешнего отдаленного сходства с ангелами, бесы сохранили власть над пространством и стихиями. Они могут проникать в человеческие мысли, внушать человеку неправедные желания, подстрекать ко злу.
Но им недоступно проникнуть в истинно праведную душу.
Бесы искушают всех людей, но по распространенным и на христианском Западе и Востоке представлениям, они особое внимание уделяют искушению монахов, а среди них — пустынников и аскетов.
Исходя их этих представлений, отшельники на заре зарождения монашества селились в местах, которые молва считала местом скопления нечистой силы с намерением сразиться с бесами в самом их «гнезде». Особенно популярны предания об искушении основателя монашества — Антония Великого.
Как и ангелы, бесы появляются и исчезают по своему желанию. Они носят различные личины, причем могут принять и образ ангела и даже самого Иисуса Христа (легенда об ученике Франциска Ассизского).
Близость бесов узнается по ощущению смутной тоски, тошноты, по беспричинному судорожному смеху.
В средневековой Европе особенно популярными были легенды о явлениях бесов, искушающих людей плотским совокуплением (инкубы-«мужчины» и суккубы-«женщины»).
Бесы могут являться в обличьях черного пса («Фауст» И. В. Гете) и черного кота. На исходе Средневековья в Европе бесов чаще всего представляли в виде самых необычных фантазийных созданий. Чаще всего их изображали похожими на фавнов и сатиров: с небольшими рожками, копытцами, хвостом.
В мифологии восточных славян — белорусов, русских, украинцев — общее название всех низших демонологических существ и духов, таких, как злыдни, черти, бесы и т. д. — нечистая сила, нечисть.
По народным верованиям, восходящим к книжной традиции, нечисть создана Богом или Сатаной, а по поверьям — она появляется из некрещенных детей или детей,Мифические существа- Демоны рожденных от сношения с нечистой силой, а также самоубийц.
Считалось, что дьявол и черт могут вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева.
Нечисть вездесуща, однако ее излюбленными местами являлись пустоши, чащобы, болота; перекрестки, мосты, ямы, водовороты, омуты; «нечистые» деревья — верба, орех, груша; подполья и чердаки, место под печью, бани; названы представители нечисти соответственно: леший, полевик, водяной, болотник, домовой, овинник, банник, подпольник.
Нечисть наиболее опасна была в «нечистое» время года и суток; в некрещеные или поганые дни Святок; в ночь на Ивана Купалу, в полночь и полдень, после захода и до восхода солнца; нечисть могла появляться в виде катящегося клубка, огненного, водяного или пыльного столба.
Демоны пугали людей, душили, щекотали до смерти; «водили» людей, толкали на грех, побуждали к самоубийству, соблазняли женщин, похищали детей.
Страх перед нечистью заставлял людей не ходить в лес и поле в Русальную неделю, не выходить из дому в полночь, не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, завешивать зеркало и т. п.
Однако человек иногда вступал в союз с нечистой силой, например гадал, сняв крест, лечил с помощью заговоров, насылал порчу.
Этим занимались ведьмы, колдуны, знахари и т. п.

Источники информации:
1. В. С. Соловьев. «Демоны» (статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907)
2. Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002

поделиться записью

метки записи

комментарии

Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*   

похожие записи

    • Тор
      Тор

      Тор (Донар) – бог-ас, сын Одина и Ёрд, священной земли (по другим источникам – Одина и Фригг). Тора также называют Хлорриди (Огненный возница или ездок), Винг Тор, Ауку-Тор, Оку-Top (Возок-Тор). Этот рыжебородый, широкоплечий и мускулистый бог — воин, враг великанов и троллей, защитник людей. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с   Читать полностью »

    • василиск
      Василиск

      Василиск — самый смертоносный из всех змеев — имеет вид черного петуха с крыльями летучей мыши и змеиным хвостом, его взгляд сжигает траву и раскалывает скалы.

    • сидхе
      Сидхе

      В мифологии ирландских кельтов после поражения от Сынов Мил Эспэйна каждому божеству племени богини Дану (Туатха Де Данаан) было отведено особое владение в потустороннем (точнее говоря, подземном) мире. Такое владение называлось сидх, что означает курган или холм. Впоследствии это слово стало употребляться в качестве названия обители бога. Каждый бог считался Фер Сидхе, то есть «Муж   Читать полностью »

    • Мерлин
      Волшебник Мерлин

      I часть После того, как король Вертижье  обдумал все произнесенное астрологами, он послал во все концы света гонцов с приказанием найти этого опасного ребенка и разделаться с ним. Проходя пригородом одного городка, посланцы увидели толпу игравших в бабки детей. Мерлин, так звали одного из игравших мальчишек, задел клюкой другого ребенка, и тот заплакал, обозвав обидчика   Читать полностью »

    • Суд Соломона
      Суд Соломона

      Суд Соломона — одна из известнейших библейских притч. Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос. «Проси, что дать тебе? — сказал ему этот голос. — Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить   Читать полностью »

    • горгона
      Горгоны

      Горгоны, в греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини-земли Геи и моря Понта. Их три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза; последняя, в отличие от старших, существо смертное. Сестры обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуей, со змеями   Читать полностью »


    • Бииняо

      Бииняо — (птицы, соединившие крылья) — в древнекитайской мифологии фантастические птицы, жившие на юге, считавшиеся символом счастливого супружества.

Прокрутить вверх