Вселенная мифов и легенд


Помните: в каждом мифе есть зернышко истины, которое снова может стать нашим хлебом насущным.

Демоны

Мифические существа- ДемоныДемон, в греческой религии и мифологии воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека.
Произведя внезапно, без всякой причины, некое действие, он бесследно исчезает.
Демонами называются также низшие божества, посредники между богом и людьми. По Гесиоду, поколение «золотого века» превратилось в благостных демонов.
В римской мифологии демону соответствует гений.
В христианских представлениях демоны связаны исключительно со злой силой. В мифологиях других народов демонами называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов.
Демоном в представлениях христианских народов Европы часто называют падшего ангела, восставшего против Бога.
В православном христианстве «демонов» обычно обличают «бесами».
Бесы, в древнеславянской мифологии — злые духи. Слово «Бесы» — общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s — «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах.
В христианских представлениях бесы — слуги и шпионы дьявола, они — воины его нечистого войска, противостоят Св. Троице и небесному воинству во главе с архистратигом Михаилом.
Они — враги человеческого рода, насылают болезни (особенно душевные — беснования), сеют рознь и зависть между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем.
Бесы, как и Дьявол, когда-то были слугами Божьими — ангелами, но вследствие ложного выбора склонились ко злу.
Как напоминание об изначально ангельской природе у них остались крылья (в западной традиции это крылья нетопыря).
Отпадение бесов от Бога в Новом Завете упоминается, в частности, в Послании к иудеям Апостола Павла (6), Апокалипсисе (12, 9) и других. В Евангелии от Матфея (8) Иисус вселяет бесовМифические существа- Демоны в стадо свиней.
Помимо внешнего отдаленного сходства с ангелами, бесы сохранили власть над пространством и стихиями. Они могут проникать в человеческие мысли, внушать человеку неправедные желания, подстрекать ко злу.
Но им недоступно проникнуть в истинно праведную душу.
Бесы искушают всех людей, но по распространенным и на христианском Западе и Востоке представлениям, они особое внимание уделяют искушению монахов, а среди них — пустынников и аскетов.
Исходя их этих представлений, отшельники на заре зарождения монашества селились в местах, которые молва считала местом скопления нечистой силы с намерением сразиться с бесами в самом их «гнезде». Особенно популярны предания об искушении основателя монашества — Антония Великого.
Как и ангелы, бесы появляются и исчезают по своему желанию. Они носят различные личины, причем могут принять и образ ангела и даже самого Иисуса Христа (легенда об ученике Франциска Ассизского).
Близость бесов узнается по ощущению смутной тоски, тошноты, по беспричинному судорожному смеху.
В средневековой Европе особенно популярными были легенды о явлениях бесов, искушающих людей плотским совокуплением (инкубы-«мужчины» и суккубы-«женщины»).
Бесы могут являться в обличьях черного пса («Фауст» И. В. Гете) и черного кота. На исходе Средневековья в Европе бесов чаще всего представляли в виде самых необычных фантазийных созданий. Чаще всего их изображали похожими на фавнов и сатиров: с небольшими рожками, копытцами, хвостом.
В мифологии восточных славян — белорусов, русских, украинцев — общее название всех низших демонологических существ и духов, таких, как злыдни, черти, бесы и т. д. — нечистая сила, нечисть.
По народным верованиям, восходящим к книжной традиции, нечисть создана Богом или Сатаной, а по поверьям — она появляется из некрещенных детей или детей,Мифические существа- Демоны рожденных от сношения с нечистой силой, а также самоубийц.
Считалось, что дьявол и черт могут вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева.
Нечисть вездесуща, однако ее излюбленными местами являлись пустоши, чащобы, болота; перекрестки, мосты, ямы, водовороты, омуты; «нечистые» деревья — верба, орех, груша; подполья и чердаки, место под печью, бани; названы представители нечисти соответственно: леший, полевик, водяной, болотник, домовой, овинник, банник, подпольник.
Нечисть наиболее опасна была в «нечистое» время года и суток; в некрещеные или поганые дни Святок; в ночь на Ивана Купалу, в полночь и полдень, после захода и до восхода солнца; нечисть могла появляться в виде катящегося клубка, огненного, водяного или пыльного столба.
Демоны пугали людей, душили, щекотали до смерти; «водили» людей, толкали на грех, побуждали к самоубийству, соблазняли женщин, похищали детей.
Страх перед нечистью заставлял людей не ходить в лес и поле в Русальную неделю, не выходить из дому в полночь, не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, завешивать зеркало и т. п.
Однако человек иногда вступал в союз с нечистой силой, например гадал, сняв крест, лечил с помощью заговоров, насылал порчу.
Этим занимались ведьмы, колдуны, знахари и т. п.

Источники информации:
1. В. С. Соловьев. «Демоны» (статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907)
2. Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002

поделиться записью

метки записи

комментарии

Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*   

похожие записи


    • Невеста-дух

      У молодого алгонкинского юноши в день свадьбы умерла невеста.  До того как произошло это страшное событие, он был самым отважным из воинов своего племени и самым умелым из охотников, однако после случившегося гордость и отвага, казалось, покинули несчастного. Друзья безрезультатно просили его принять участие в охоте, проявить хотя бы какой-то интерес к жизни. Чем больше   Читать полностью »

    • Фрейр
      Фрейр

      Фрейр (Фро) — бог изобилия и мира, золотого солнечного света и теплых плодородных летних дождей, один из ванов, сын бога-вана Ньёрда и брат Фрейи. Родился в Ванахейме. Был принят в Асгарде, когда прибыл туда как заложник вместе со своим отцом. Он — олицетворение красоты. Обитает в Альвхейме и владеет волшебным кораблем Скидбладниром. Этот корабль постоянно   Читать полностью »

    • Ахелой
      Ахелой

      Ахелой – могучее водяное божество, старший сын Океана. Он мог являться в трех обликах: • как бык, • как пятнистый змей, • как человек с бычьей головой. С его лохматой бороды беспрерывно стекали струи воды. Как-то раз он вступил в поединок из-за невесты с мощным Гераклом. Сначала он принял быкоголовый вид, однако был прижат спиной   Читать полностью »


    • Пегас

      Крылатый Пегас — в греческой мифологии белый конь с золотыми (а порой белыми) крыльями, умеющий летать с быстротой ветра. Был любимцем муз. Разные мифы предлагают разнообразные версии происхождения этого магического мифологического коня: — Пегас был рожден из крови Медузы Горгоны после того, как Персей отрубил ей голову; — Пегас появился из пропитанной кровью земли после   Читать полностью »

    • Алсвидр и Арвакр
      Алсвидр и Арвакр

      Алсвидр и Арвакр – в скандинавской мифологии — два волшебных коня, которые тянут по небу Солнце. В древнескандинавском языке Алсвидр означает «очень быстрый», а Арвакр — «рано просыпающийся». Легенду о том, почему боги послали этих коней на небо рассказывает Снорри Стурлусон в книге «Видение Гюдьви», первой части Младшей Эдды. У мужчины по имени Мундилфари было   Читать полностью »

    • Виноградник Навуфея
      Виноградник Навуфея

      Виноградник Навуфея — библейская притча. Царь Ахав был храбрый воин. В каждом сражении его боевая колесница бесстрашно врезалась в самую гущу врагов. Было только два человека на свете, которых боялся царь Ахав. Один из них был старый мудрец Илия, человек необыкновенный. Он всю жизнь бродил по горам и лесам. Лицо его потемнело от солнца, глаза   Читать полностью »

    • химера
      Химера

      Химера (греч., «коза») — в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом дракона; порождение Тифона и Ехидны. В переносном смысле — необоснованная, несбыточная мечта. Вскормил её ликиец Амисодар. Первое упоминание о Химере находится в шестой песне «Илиады». Там написано, что она была божественного происхождения — перед льва, туловище козы, хвост змеи;   Читать полностью »

Прокрутить вверх