Кельтские мифы

кельтские мифыКельты — близкие по языку и материальной культуре племена индоевропейского происхождения, которые в древности занимали обширную территорию в Западной и Центральной Европе – от Ирландии до Карпат.
Мифология кельтов очень запутана в силу региональных отличий, о ней можно судить по археологическим находкам со всего кельтского мира и письменным памятникам островных кельтов (Ирландии и Уэльса) христианского времени.
До нас не дошли никакие письменные источники, излагающие мифы галльских кельтов. Друиды, по словам Юлия Цезаря, запрещали фиксировать мифологическую традицию. Собственно поэтому из Галлии нет текстов, зато сохранились другие памятники: каменные скульптуры, рельефы, колонны…
После того, как римляне захватили этот регион, они встретились с живыми традициями галлов и стали фиксировать их. Так, Гай Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» назвал самых главных кельтских богов — Меркурия. Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву:
«Об этих божествах они имеют приблизительно такие же представления, как остальные народы: Аполлон прогоняет болезни, Минерва учит начаткам ремесел и искусств, Юпитер имеет верховную власть над небожителями, Марс руководит войной».
Однако римское толкование не может дать истинного представления о религии кельтов.
Видя невероятную смелость галльских воинов, римляне сделали вывод, что те не боятся смерти, так как верят в счастливую загробную жизнь.
Из источника ирландско-валлийского происхождения можно сделать предположение, что кельты (по крайней мере, островные) считали, что сначала боги жили на земле, аналогично людям. Пожалуй, этимология имен кельтских богов проясняет их функции.
Тевтат (от корня teuto, что значит «народ», «общность»)  был богом племени, Езус, вероятно,  родствен латинскому слову ezus («господин»), Таранис восходит к tarani со значением «гром».
На данный момент наши знания о галльских богах весьма отрывочны.
Ирландии удалось избежать романизации, однако не христианизации. Ирландские жрецы, в отличие от  галльских друидов, не сопротивлялись использованию письменности. Существовали тексты, которые были написаны на древесной коре огамическим письмом, а также на каменных памятниках.
Эти древние тексты собирались и систематизировались христианскими авторами начиная с VII века, а благодаря монастырским переводчикам и переписчикам до нас дошли древние ирландские легенды, хотя и с искажениями.
Христиане, которые боролись с языческими суевериями, нередко перерабатывали оригинальные саги, одни сюжеты убирали, другие вставляли, разбавляя собственными комментариями.
Искусственным образом саги объединили в четыре цикла:
• мифологический цикл саг,
• Уладский цикл,
• цикл Финна,
• Королевский цикл.
Первый может рассматриваться как космогонический и говорится в нем о борьбе между силами света, Туата Де Дананн (племени богини Дану), и силами тьмы, фоморами.
Боги Туата Де Дананн красивы,  они владеют колоссальной силой и волшебными способностями. В противовес им фоморы — уродливые зловредные существа.
Валлийские повести менее древние: в XIV веке они были собраны в цикл преданий, называемый «Мабиногион». В них находится немало параллелей к ирландскому материалу — от героев до отдельных сюжетов (племя богини Дану — дети Дон, бог моря Мананнан — это Манауидан, Нуаду с Серебряной Рукой — Ллуд с Серебряной Рукой, Луг — Ллеу и другие).
В поздней кельтской мифологии центральная роль отводится христианству. Самый яркий пример этому –поиски Грааля. Напоминающий кельтские магические котлы, этот священный сосуд служил чашей в день Тайной вечери, а во время распятия в него была собрана кровь Христа, которая хлынула из проткнутого копьем бока.
Грааль привез в Британию Иосиф Аримафейский, но затем Грааль исчез и его поисками занималась большая часть рыцарей короля Артура. Однако лишь непорочному сэру Галахаду было даровано увидеть Грааль и взять его, словно «тело Господа нашего, меж рук своих».
Наследие кельтской мифологии и эпических сказаний продолжило жить впоследствии в фольклоре народов Ирландии, Уэльса, Корнуолла, острова Мэн и Бретани и обогатило средневековую европейскую литературу. Кельтскими в своей основе являются легенды о вожде кельтских бриттов — короле Артуре и рыцарях Круглого стола, Тристане и Изольде, Граале.
Предания и легенды о короле Артуре — одно из самых знаменитых повествований в литературе Средневековья, а сам король известен по многочисленным романам и хроникам, в стихах и прозе на всех основных европейских языках той эпохи.
Есть предположение, что историческим прообразом прославленного монарха послужил военный вождь бриттов по имени Артур,  который жил в конце V века и возглавил их борьбу против саксов.

Источники информации:
1.Пернатьев «200 мифов народов мира»
2. Роллестон «Мифы, легенды и предания кельтов»
3. Котерелл «Мифология. Энциклопедический справочник»

Статьи раздела