Скандинавские мифы

Мифы скандинавии

Валькирия

Скандинавская мифология величественна и трагична. Ее главная тема — непрерывная борьба между добрыми и злыми силами природы, и поэтому, по сути своей, эти мифы не являются добрыми и идиллическими, какой является мифология и религия солнечного юга, где люди могут часами греться под яркими лучами солнца, а плоды земли так легко достать, стоит только протянуть к ним руку.
О скандинавских мифах нам известно из двух исландских текстов — «Старшей Эдды» («Песенной Эдды») и «Младшей Эдды».
Эти старинные северные песни отличаются откровенностью, вечной духовной правдой и величием. Скандинавская мифология может считаться бесценным образцом ранней древнескандинавской поэзии, однако никак не свидетельством ранних верований скандинавов. Это было началом становления мировоззрения. Люди смотрели на вселенную, которая была наполнена божественным, и со всей прямотой верили в нее. Сквозь темноту обыденной жизни народ тянулся к чему-то лучшему, к тому, чего ему не хватало.
Автором поэтического сборника «Старшая Эдда»,  датируемого XIII веком, считается Сэмунд Мудрый, который собрал скандинавские сказания и составил 35 песен.
«Старшая Эдда» —  это история мира, описывающая борьбу богов против сил зла.
Древний поэт обожал аллегории, а его воображение не знало меры, когда его вдохновляла муза. Он обращал глаза к горам до тех пор, пока снежные вершины не приобретали человеческие черты и со скалы не начинал спускаться тяжелой поступью великан изо льда и камня.
Или поэт любовался грандиозностью весенних красок и летними полями до тех пор, пока не появлялась богиня Фрейя в сияющем ожерелье или Сив с развивающимися золотыми локонами.
В то же время была составлена и «Младшая Эдда», в которой исландский поэт и ученый Снорри Стурлусон написал прозаическое руководство для скальдов (поэтов), где (ссылка на сканд. боги) боги делятся на асов (древние боги войны) и ванов (древние боги плодородия).
Скандинавские мифыВеликаны — это первые существа, которые населяли мир в скандинавской мифологии. Это первобытные силы: бури, лавины, землетрясения, извержения вулканов.
Боги утопили в крови инистых великанов, рожденных Имиром (выжил только один).
Ётунов они вытеснили из созданного ими Мидгарда («срединного мира») в Утгард («кромешный мир») или Ётунхейм («страну великанов»), пустынные области севера, откуда великаны угрожают богам и людям.
Гномы считались другим первобытным народом, который был сотворен богами из тела Имира.  Они – подземные жители и очень боятся дневного света.
Гномы — волшебные кузнецы: они создали для богов фантастическое оружие, волшебный напиток — мед поэзии, дающий вдохновение, и золотой перстень, который приносит раз в девять ночей восемь таких же колец.
Скандинавская мифология перстала развиваться, так и не достигнув своего расцвета, а становление христианства в конечном итоге заставило предать ее забвению. По сравнению с мифами Древней Греции и Рима, отличающихся обособленностью и разъединенностью, древнескандинавской мифологии свойственны логическое единство и глубокий смысл. Именно  она создала у древних скандинавов рациональную веру и подготовила их к принятию христианского учения, тем самым открыв путь к своей собственной гибели…
Вне всякого сомнения, скандинавская мифология оказала глубокое воздействие на обычаи, законы и язык британцев и, таким образом, подсознательно явилась источником вдохновения для английской литературы. Самые отличительные черты этой мифологии: черный (зловещий) юмор, которого нет в религиях других народов, и мрачные трагедийные ноты.

Источники информации:
1. Дайджест «В царстве мифов»
2. Гербер «Мифы Северной Европы»

Статьи раздела