Вселенная мифов и легенд


Помните: в каждом мифе есть зернышко истины, которое снова может стать нашим хлебом насущным.

Рудра и жертвоприношение Дакши

Бог РудраРудра вышел из чела Брахмы, схожий на пламень гнева, воплощение всех разрушительных сил и мощи богов. Хмурый, жестокий и одинокий, он ушел от всех и разместился в пустынных северных горах, на Химавате.
Ему была предоставлена власть над животными, поэтому этот бог зовется также Пашупати — Владыка зверей. В обличье дикого охотника, одетого в шкуры животных, красный, с иссиня-черными волосами, которые были стянуты в узел, Рудра кочевал по горам и лесам, вооруженный черным луком и стрелами.
Однако не только над зверями была дана ему власть, и не только в горах и лесах было его жилище. Он вездесущ, и все живое страшится его ужасных стрел, которые несут болезни и смерть. Чтобы оградить себя от ярости божества, его задобряли молитвами.
Рудра насылает болезни на людей и порчу на скот, но он же является и великим целителем, который милостив к тем, кто молит его о пощаде. Поэтому позже люди стали называть его Шива, что значит «милостивый».
Владыка созданий Дакша выдал за Рудру одну из своих дочерей по имени Сати, однако дружбы между ним и Рудрой не получилось.
Как-то раз гордый Дакша явился в собрание богов и небесных мудрецов. Когда он вошел, все поднялись с мест, приветствуя его, а сидеть остались лишь Брахма и Рудра.
Дакша оскорбился:
— Как мог Рудра не воздать почести мне, отцу его супруги!
Затаил Дакша обиду на своего зятя. В те стародавние времена, в конце золотого века, Дакша установил первое жертвоприношение во искупление греха и созвал на него богов, сыновей Адити. Однако Рудра приглашен не был из-за той самой неприязни.
Узнав, что Рудре не оставили доли в жертвоприношении, оскорбленная пренебрежением отца к ее супругу, Саги бросилась в костер и сгорела в нем…
Огромная ярость овладела Рудру. Он взял свой лук и пошел туда, где боги совершали обряд. Когда он появился, земля затряслась, закачались горы, ветер прекратился, огонь погас, а солнце, луна и все звезды на небе померкли, и мир окутала тьма.
Перепуганные боги пали ниц.
После этого Рудра пронзил жертву стрелой, и она, обратившись в антилопу, вознеслась на небо, где стала созвездием Мригаширша.
До сих пор можно видеть на ночном небе в этом созвездии голову пронзенной стрелой антилопы, а в созвездии Ардра — дикого охотника, который гонится за ней.
Когда жертва пропала, боги еще больше напугались. Разозленный Рудра напал на сыновей Адити и концом своего лука нанес отдельным богам страшные раны. Разбегаясь в панике, боги подняли такой
крик, что на луке Рудры лопнула тетива. И только тогда они рискнули приблизиться к нему и стали молить о пощаде.
Мудрому Брихаспати, сыну Ангираса, жрецу и воспитателю богов, удалось умиротворить Рудру. Он бросил свой гнев в воду, где тот стал огнем, от которого вода превратилась в пар.
Тогда Рудра сказал Брахме:
— Ты сотворил меня раньше этих богов. Так почему же им дана была доли в жертвоприношении, а мне — нет?
И Брахма приказал, чтобы с этого момента и боги, и асуры приносили жертвы Рудре, восхваляли его и почитали.
Очень грозен был великий бог Рудра, и таким же было его потомство.
Везде следовало за ним ужасное воинство исчадий — существ, которые наружностью были подобны змеям. Шипящие, дико завывающие, они носились по лесам в поисках добычи.
Подчиняясь воле Рудры, из дремучих лесов и гор являлись к человеческому жилью злые духи, сея невзгоды, насылая мор на людей и скот.
Совершенно другими были его сыновья, называвшие себя Маруты — боги бури.
В свое время Рудра, превратившись в быка, вступил в брак с Землей, принявшей облик пятнистой коровы. От этого брака родилось трижды семь сыновей, сильных и красивых.
Хотя отцом их был Рудра, они стали дружиной Индры, принявшего их как родных детей. В золотых доспехах и шлемах, с огненными молниями в руках, отправлялись Маруты в поход на сверкающих колесницах, которые были запряжены пятнистыми оленями.
Буйные, как неистовые ветры, неслись они по небу, закрывая око солнца. И тогда сотрясались горы, и леса склонялись в страхе, когда Маруты сопровождали Индру в его битвах с асурами и чудовищами.

поделиться записью

метки записи

комментарии

Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*   

похожие записи

    • Чи-лин
      Чи-лин (Ки-лин)

      Чи-лин (Ки-лин) – существо восточной мифологии, китайский единорог, который существенно отличается по внешнему виду от европейского. Считается совершеннейшим из всех земных животных. Чи-лин имел хвост быка, голову дракона и тело оленя. Что касается цвета его кожи, то она была желтой, белой, черной, красной и синей. Эти цвета символизировали магическую связь чи-лин с пятью стихиями: Водой,   Читать полностью »

    • Бог Геб
      Геб

      Геб, бог земли, сын Шу и Тефнут, входил в гелиопольскую эннеаду богов (Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида). Только древним египтянам земля представлялась мужчиной, у других народов она была женщиной.  Все дело в том, что в Египте (кроме нильской дельты) почти не знали дождей — мужского оплодотворяющего начала. Вода поступала только снизу   Читать полностью »

    • валькирии
      Валькирии

      Валькирии – девы-воительницы, спутницы бога войны Одина. Они были либо его дочерьми, как Брюнхильд (Брюнхильда), или отпрысками смертных королей, девами, за которыми сохранялась привилегия оставаться бессмертными и неуязвимыми до тех пор, пока они безоговорочно подчиняются богу Одину и остаются незамужними. Они и их кони были олицетворением облаков, а их сверкающее оружие символизировало вспышки молнии. Это   Читать полностью »

    • сидхе
      Сидхе

      В мифологии ирландских кельтов после поражения от Сынов Мил Эспэйна каждому божеству племени богини Дану (Туатха Де Данаан) было отведено особое владение в потустороннем (точнее говоря, подземном) мире. Такое владение называлось сидх, что означает курган или холм. Впоследствии это слово стало употребляться в качестве названия обители бога. Каждый бог считался Фер Сидхе, то есть «Муж   Читать полностью »

    • банши
      Баньши

      Баньши, бэнси, бансии, беан ши («небесные женщины») — в ирландской мифологии феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и   Читать полностью »

    • фавн
      Фавн

      Фавн — в римской мифологии более добрый вид сатира. В соответствии с более поздним описанием, эти лесные духи были полулюдьми, полукозлами, у них были изогнутые бараньи рога, заостренные уши и козлиный хвост. Тем не менее в более ранних описаниях они описаны как существа с оленьими ногами, хвостом и ушами, но с телом и лицом молодого   Читать полностью »

    • японский миф
      Начало мира

      Тогда, когда господствующий во Вселенной хаос начал сгущаться и Небо отъединилось от Земли, на Равнине Высокого Неба явились три бога. Первым из них был Амэ–но–минакануси – Владыка Середины Неба. За ним появились Таками–мусуби, Высокий Бог Священного Творения, и Ками–мусуби, Бог Священного Творения. Все они пришли в мир поодиночке, и образы их были скрыты. Земля в   Читать полностью »

Прокрутить вверх