Вселенная мифов и легенд


Помните: в каждом мифе есть зернышко истины, которое снова может стать нашим хлебом насущным.

Суд над мертвыми

Суд над мертвыми за поступки, совершенные в земной жизни в теле, предшествовал вводу их в царство Осириса.
Путь к далекому царству Осириса в самом деле преграждает множество трудностей. Злые духи угрожают поглотить душу, большое количество ворот находится под охраной ужасных стражей, которые вооружены ножами («носители ножей») или острыми зубами и когтями.
В этом пути умершие обязаны были преодолеть широкие реки и крутые горы.
Перевозчики переправляли их через реку Стикс или океан, они взлетали к небу в облике птицы или насекомого, их переправляли в том же направлении на крыльях богов или их посланцев. Они взбирались на небесные высоты по небесному древу или по лестнице либо добирались до них через горы запада, чтобы открыть дверь неба или спуститься по длинным подземным дорогам, которые ведут в подземное царство.
Последнее и самое тяжкое бремя ожидало умершего, когда он, в конце концов, приближался к залу суда или судилищу Осириса для исследования его жизни на земле.
Сцены суда и предшествовавшие ему гимны собраны в вводном разделе «Книги Мертвых», священного сборника, где записаны религиозные тексты.

Суд мертвых в Древнем Египте
Усопший представал перед загробным судом во главе с Осирисом, который был представлен со своей свитой – сыновьями Гора. Считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса для охраны.
В подземном мире, в той его части, которая называется Чертогом Маати, были поставлены весы, на которых взвешивается сердце умершего.
Перекладина подвешена за кольцо на выступе стойки весов, который сделан в форме пера, символизирующего Маат, или все то, что правдиво и истинно. Стрелка весов укреплена на перекладине и, когда чаши весов находятся в равновесии, расположена параллельно стойке.
Если один из концов перекладины наклоняется, то вертикальное расположение стрелки нарушается.
Иногда стойка весов увенчивалась изображением человеческой головы, украшенной пером Маат, иногда -головой шакала, животного, посвященного Анубису, иногда — головой ибиса, птицы, посвященной Тоту.
В одном из памятников, так называемом «Папирусе Ани», на верхушке стойки сидит павиан с головой собаки, помощник Тога.
Умерший приветствовал «великого бога», после чего произносил свою исповедь, в которой перечислял длинный ряд из сорока двух грехов, которых он не совершал.
После этого покойник ждал, пока боги взвесят на весах его сердце, которое уравновешивалось пером Маат  — символом закона.
При взвешивании сердца умершего, которого звали Ани, присутствуют следующие египетские боги:
• Ра — бог рассветного и полуденного Солнца с головой сокола.

• Тему — бог вечернего Солнца, великий бог Гелиополя. Он всегда изображался в человеческом облике и с человеческим лицом — это доказывает, что в очень древние времена он прошел через все образы, в которых представляли богов, и пришел к человеческому.
Голова его увенчана Короной Юга и Севера.
• Шу, с головой человека, персонификация солнечного света.
• Тефнут, с головой льва, сестра-близнец Шу, персонификация влаги.
• Себ, с головой человека, сын Шу, персонификация земли.
• Нут, с головой женщины, женское соответствие богов Нуна и Себа; она была персонификацией изначальных вод, а позже — неба.
• Исида, с головой женщины, жена и сестра Осириса, мать Гора.
• Нефтида, с головой женщины, жена и сестра Осириса, мать Анубиса.
• Гор, «великий бог» с головой сокола.
• Хатор, с головой женщины, персонификация той части неба, где солнце встает и садится.
• Ху, с головой человека.
• Са, также с головой человека.
С одной стороны от весов стоит на коленях бог Анубис с головой шакала, поддерживающий правой рукой их стрелку. За ним стоит Тот, писец богов с головой ибиса, который держит в руках тростник, чтобы записать результаты взвешивания.
Возле него сидит трехликое чудище Аммит, «Пожиратель мертвых», которая ждет момент, когда оно сможет съесть сердце Ани, если его сочтут недостойным.
Боги, сидящие за столом для подношений, а также Анубис, Тот и Аммит выступают, против Ани. Сам он и его жена Туту стоят по другую сторону весов с почтительно склоненными головами.
Они в человеческом облике, на них одежды и украшения, подобные тем, что они носили на земле. Душа Ани, в виде сокола с человеческой головой, стоит на постаменте.
Перед началом взвешивания сердца Ани говорит:

«Сердце мое, мать моя!
Сердце мое, мать моя!
Сердце мое, благодаря которому я пришел в жизнь!
Да не восстанет ничто против меня на суде!
Да не будет противодействия мне в присутствии верховных правителей!
Да не разлучат тебя со мной в присутствии того, кто держит Весы!
Ты — мой ка, обитатель моего тела, бог Хнему, объединяющий и укрепляющий мои члены.
Да войдешь ты в обитель счастья, куда мы идем.
Да не сделают правители двора Осириса, властные над обстоятельствами жизни человека, мое имя зловонным».

Стоит заметить, что от покойника не требовалось, чтобы его сердце оказалось легче пера Маат — достаточно было равновесия.
Если сердце перевешивало перо, умершего пожирало чудовище Аммит. Это было самым страшным наказанием, потому что уничтожалось не только тело, но и душа, и даже тень.
Если же сердце и правда весили одинаково, покойный признавался оправданным и отправлялся в цветущие поля рая, где воды было в изобилии и злаки вырастали выше человеческого роста. Это было место в
восточной части неба, куда стремился добраться умерший.
О пропитании и о материальном обеспечении умершего в загробном мире обязаны были позаботиться его родственники, так как, по представлениям египтян, он продолжал жить как будто погруженный в глубокий сон, но по-прежнему нуждаясь в пище и домашней утвари.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации слыл сам бог Анубис, защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
Египтяне верили, что человек имеет несколько душ, среди которых ка является его двойником или жизненной силой. Ка имело плоть, которая была способна потреблять пищу и являлась вместилищем для улетающей и возвращающейся души.
Ба воспринималось как проявление сути умершего, как что-то существующее лишь после смерти человека.
Ах расценивалось как дух, привидение, шу — тень, рен — имя, иб — сердце.
Тело усопшего после церемонии мумификации также рассматривалось как воплощение души и называлось «сах» («священные останки»).

 

Источники информации:
1. Швец «Словарь египетской мифологии»

поделиться записью

метки записи

комментарии

Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*   

похожие записи

    • тролль
      Тролли

      Тролль — существо из скандинавской мифологии, фигурирующее во многих сказках. Тролли представляют собой горных духов, ассоциируемых с камнем, обычно враждебных человеку. Скандинавские мифы вряд ли можно назвать добрыми. Глухие леса и непролазные болота были населены всякой сверхъестественной дрянью, которую хлебом не корми — дай кого-нибудь похитить, замучить, убить и съесть. Ну а обитатели гор славились   Читать полностью »


    • Бииняо

      Бииняо — (птицы, соединившие крылья) — в древнекитайской мифологии фантастические птицы, жившие на юге, считавшиеся символом счастливого супружества.

    • Алсвидр и Арвакр
      Алсвидр и Арвакр

      Алсвидр и Арвакр – в скандинавской мифологии — два волшебных коня, которые тянут по небу Солнце. В древнескандинавском языке Алсвидр означает «очень быстрый», а Арвакр — «рано просыпающийся». Легенду о том, почему боги послали этих коней на небо рассказывает Снорри Стурлусон в книге «Видение Гюдьви», первой части Младшей Эдды. У мужчины по имени Мундилфари было   Читать полностью »

    • кельтские мифы
      Вертижье

      В свое время правил в Англии король Констан, и было у него три сына: Муан, Пендрагон и Утер. Делами короля управлял сенешаль (доверенное лицо) по имени Вертижье — человек очень каверзный и коварный. После того, как Констан умер,  королем стал юный Муан, который не отличался ни умом, ни смелостью, ни военными доблестями покойного короля. А   Читать полностью »


    • Бегство Тефнут

      Тефнут — гордая богиня дождя весьма любила получать от людей жертвенные дары и внимать сладкозвучные песнопения в свою честь. Как-то на холме Бен-Бен, в храме солнца, зазвучала музыка. Это земледельцы выражали благодарность лучезарному богу Ра за свет и тепло, которые он дарит Кеме (Черной Земле). Настроение у богини Тефнут тут же испортилось. Ей представилось, что,   Читать полностью »

    • шумеро-аккадская мифология
      Энлиль и Нинлиль

      После того, как Энлиль убедился в том, что Ниппур благословен, а его обитатели справедливы, он решил и сам обживаться на новом месте. Для этого Энлиль возвел себе высокий помост, воздвиг на нем дом из лазурита — дом с вершиной до середины небес. Б то время жила в Ниппуре сестра бога Ану, старица Нунбаршегуну вместе с   Читать полностью »

    • Тор
      Тор

      Тор (Донар) – бог-ас, сын Одина и Ёрд, священной земли (по другим источникам – Одина и Фригг). Тора также называют Хлорриди (Огненный возница или ездок), Винг Тор, Ауку-Тор, Оку-Top (Возок-Тор). Этот рыжебородый, широкоплечий и мускулистый бог — воин, враг великанов и троллей, защитник людей. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с   Читать полностью »

Прокрутить вверх