Вселенная мифов и легенд


Помните: в каждом мифе есть зернышко истины, которое снова может стать нашим хлебом насущным.

Суд над мертвыми

Суд над мертвыми за поступки, совершенные в земной жизни в теле, предшествовал вводу их в царство Осириса.
Путь к далекому царству Осириса в самом деле преграждает множество трудностей. Злые духи угрожают поглотить душу, большое количество ворот находится под охраной ужасных стражей, которые вооружены ножами («носители ножей») или острыми зубами и когтями.
В этом пути умершие обязаны были преодолеть широкие реки и крутые горы.
Перевозчики переправляли их через реку Стикс или океан, они взлетали к небу в облике птицы или насекомого, их переправляли в том же направлении на крыльях богов или их посланцев. Они взбирались на небесные высоты по небесному древу или по лестнице либо добирались до них через горы запада, чтобы открыть дверь неба или спуститься по длинным подземным дорогам, которые ведут в подземное царство.
Последнее и самое тяжкое бремя ожидало умершего, когда он, в конце концов, приближался к залу суда или судилищу Осириса для исследования его жизни на земле.
Сцены суда и предшествовавшие ему гимны собраны в вводном разделе «Книги Мертвых», священного сборника, где записаны религиозные тексты.

Суд мертвых в Древнем Египте
Усопший представал перед загробным судом во главе с Осирисом, который был представлен со своей свитой – сыновьями Гора. Считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса для охраны.
В подземном мире, в той его части, которая называется Чертогом Маати, были поставлены весы, на которых взвешивается сердце умершего.
Перекладина подвешена за кольцо на выступе стойки весов, который сделан в форме пера, символизирующего Маат, или все то, что правдиво и истинно. Стрелка весов укреплена на перекладине и, когда чаши весов находятся в равновесии, расположена параллельно стойке.
Если один из концов перекладины наклоняется, то вертикальное расположение стрелки нарушается.
Иногда стойка весов увенчивалась изображением человеческой головы, украшенной пером Маат, иногда -головой шакала, животного, посвященного Анубису, иногда — головой ибиса, птицы, посвященной Тоту.
В одном из памятников, так называемом «Папирусе Ани», на верхушке стойки сидит павиан с головой собаки, помощник Тога.
Умерший приветствовал «великого бога», после чего произносил свою исповедь, в которой перечислял длинный ряд из сорока двух грехов, которых он не совершал.
После этого покойник ждал, пока боги взвесят на весах его сердце, которое уравновешивалось пером Маат  — символом закона.
При взвешивании сердца умершего, которого звали Ани, присутствуют следующие египетские боги:
• Ра — бог рассветного и полуденного Солнца с головой сокола.

• Тему — бог вечернего Солнца, великий бог Гелиополя. Он всегда изображался в человеческом облике и с человеческим лицом — это доказывает, что в очень древние времена он прошел через все образы, в которых представляли богов, и пришел к человеческому.
Голова его увенчана Короной Юга и Севера.
• Шу, с головой человека, персонификация солнечного света.
• Тефнут, с головой льва, сестра-близнец Шу, персонификация влаги.
• Себ, с головой человека, сын Шу, персонификация земли.
• Нут, с головой женщины, женское соответствие богов Нуна и Себа; она была персонификацией изначальных вод, а позже — неба.
• Исида, с головой женщины, жена и сестра Осириса, мать Гора.
• Нефтида, с головой женщины, жена и сестра Осириса, мать Анубиса.
• Гор, «великий бог» с головой сокола.
• Хатор, с головой женщины, персонификация той части неба, где солнце встает и садится.
• Ху, с головой человека.
• Са, также с головой человека.
С одной стороны от весов стоит на коленях бог Анубис с головой шакала, поддерживающий правой рукой их стрелку. За ним стоит Тот, писец богов с головой ибиса, который держит в руках тростник, чтобы записать результаты взвешивания.
Возле него сидит трехликое чудище Аммит, «Пожиратель мертвых», которая ждет момент, когда оно сможет съесть сердце Ани, если его сочтут недостойным.
Боги, сидящие за столом для подношений, а также Анубис, Тот и Аммит выступают, против Ани. Сам он и его жена Туту стоят по другую сторону весов с почтительно склоненными головами.
Они в человеческом облике, на них одежды и украшения, подобные тем, что они носили на земле. Душа Ани, в виде сокола с человеческой головой, стоит на постаменте.
Перед началом взвешивания сердца Ани говорит:

«Сердце мое, мать моя!
Сердце мое, мать моя!
Сердце мое, благодаря которому я пришел в жизнь!
Да не восстанет ничто против меня на суде!
Да не будет противодействия мне в присутствии верховных правителей!
Да не разлучат тебя со мной в присутствии того, кто держит Весы!
Ты — мой ка, обитатель моего тела, бог Хнему, объединяющий и укрепляющий мои члены.
Да войдешь ты в обитель счастья, куда мы идем.
Да не сделают правители двора Осириса, властные над обстоятельствами жизни человека, мое имя зловонным».

Стоит заметить, что от покойника не требовалось, чтобы его сердце оказалось легче пера Маат — достаточно было равновесия.
Если сердце перевешивало перо, умершего пожирало чудовище Аммит. Это было самым страшным наказанием, потому что уничтожалось не только тело, но и душа, и даже тень.
Если же сердце и правда весили одинаково, покойный признавался оправданным и отправлялся в цветущие поля рая, где воды было в изобилии и злаки вырастали выше человеческого роста. Это было место в
восточной части неба, куда стремился добраться умерший.
О пропитании и о материальном обеспечении умершего в загробном мире обязаны были позаботиться его родственники, так как, по представлениям египтян, он продолжал жить как будто погруженный в глубокий сон, но по-прежнему нуждаясь в пище и домашней утвари.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации слыл сам бог Анубис, защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
Египтяне верили, что человек имеет несколько душ, среди которых ка является его двойником или жизненной силой. Ка имело плоть, которая была способна потреблять пищу и являлась вместилищем для улетающей и возвращающейся души.
Ба воспринималось как проявление сути умершего, как что-то существующее лишь после смерти человека.
Ах расценивалось как дух, привидение, шу — тень, рен — имя, иб — сердце.
Тело усопшего после церемонии мумификации также рассматривалось как воплощение души и называлось «сах» («священные останки»).

 

Источники информации:
1. Швец «Словарь египетской мифологии»

поделиться записью

метки записи

комментарии

Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*   

похожие записи

    • скандинавский бог Локи
      Локи

      Локи – ас, бог хитрости и обмана, сын ётуна-великана Фарбаути и Лаувейи. В начале времен Один и Локи были побратимами, они смешали свою кровь, и поэтому Один никогда не пировал, если при этом не присутствовал Локи. Однако потом Локи был низвержен на землю. Локи сыграл большую роль в создании человека, наделив его способностью двигаться и   Читать полностью »

    • Тор
      Тор

      Тор (Донар) – бог-ас, сын Одина и Ёрд, священной земли (по другим источникам – Одина и Фригг). Тора также называют Хлорриди (Огненный возница или ездок), Винг Тор, Ауку-Тор, Оку-Top (Возок-Тор). Этот рыжебородый, широкоплечий и мускулистый бог — воин, враг великанов и троллей, защитник людей. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с   Читать полностью »

    • Каркаданн
      Каркаданн

      Каркаданн (в переводе с фарси — «господин пустыни») – мифическое животное, единорог, который обитал на Аравийском полуострове и в Древней Персии. Часто упоминается в средневековой арабской и персидской литературе. Иной раз его описывали как существо, напоминающее оленя, лошадь или антилопу. Другие источники утверждали, что у него тело носорога, хвост льва, желтые копыта и единственный черный   Читать полностью »

    • Ахелой
      Ахелой

      Ахелой – могучее водяное божество, старший сын Океана. Он мог являться в трех обликах: • как бык, • как пятнистый змей, • как человек с бычьей головой. С его лохматой бороды беспрерывно стекали струи воды. Как-то раз он вступил в поединок из-за невесты с мощным Гераклом. Сначала он принял быкоголовый вид, однако был прижат спиной   Читать полностью »

    • нанну
      Гора небес и земли

      Давным-давно небеса и земля были цельны, и в этой девственной стихии не было ничего — ни травы, ни деревьев, ни рыб, ни зверей, ни людей. Совсем ничего… Жуть… Земля и небо представляли собой подобие горы в пространстве, которое было заполнено нетленными водами дочери океана Намму — праматери всего истинного. Но как-то поднатужилась Намму и произвела   Читать полностью »


    • Невеста-дух

      У молодого алгонкинского юноши в день свадьбы умерла невеста.  До того как произошло это страшное событие, он был самым отважным из воинов своего племени и самым умелым из охотников, однако после случившегося гордость и отвага, казалось, покинули несчастного. Друзья безрезультатно просили его принять участие в охоте, проявить хотя бы какой-то интерес к жизни. Чем больше   Читать полностью »

    • японский миф
      Начало мира

      Тогда, когда господствующий во Вселенной хаос начал сгущаться и Небо отъединилось от Земли, на Равнине Высокого Неба явились три бога. Первым из них был Амэ–но–минакануси – Владыка Середины Неба. За ним появились Таками–мусуби, Высокий Бог Священного Творения, и Ками–мусуби, Бог Священного Творения. Все они пришли в мир поодиночке, и образы их были скрыты. Земля в   Читать полностью »

Прокрутить вверх